Среди новинок развлечений стоит отметить такой вид досуга, как виртуальная реальность. В связи с появлением технологий, которые позволяют погрузить пользователя в совершенной иной виртуальный мир, начало развиваться направление бизнеса по предоставлению такой возможности. В настоящее время и технологий, и такой вид предпринимательства только развиваются, но новичок уже может с минимальными затратами открыть своё дело, которое обещает немалый доход уже в первое время. Но не стоит на слово верить компаниям, которые предлагают организацию такого бизнеса «под ключ» за небольшие деньги, обещая просто баснословную прибыль, потому что сложности есть и в этом направлении.

Чтобы начать работу, необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Проще всего оформиться как индивидуальный предприниматель, потому что это не потребует вложения больших средств, отчётность у ИП простая, на регистрацию уйдёт немного времени и сил. Если есть необходимость в регистрации юридического лица, то предпочтительной формой является общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае, как и в случае с индивидуальным предпринимательством, будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Сама деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие. Каких-то специальных разрешений на подобную деятельность в настоящее время не требуется, поэтому после регистрации можно приступать к работе.

Следующим этапом в организации бизнеса будет поиск помещения для работы. В данном направлении наиболее целесообразно располагаться на территории какого-либо торгового и развлекательного центра, потому что они обладают хорошей проходимостью и в них постоянно находятся потенциальные клиенты для такого бизнеса. В большинстве случаев работа на территории торгового комплекса будет наиболее оптимальным решением, потому что даже в случае работы где-нибудь в центре города не будет достаточного количества потребителей, хотя и здесь имеется множество факторов, которые необходимо учитывать. 

Для одной стойки с установкой виртуальной реальности не потребуется слишком много места, обычно хватает площади в 10 квадратных метров, хотя некоторые предприниматели умудряются располагаться даже на площади в 5 квадратных метров, а некоторые обходятся и двумя. Однако нужно отметить, что этого будет достаточно только для размещения одной установки, и если предприниматель собирается запустить сразу несколько аппаратов, ему будет необходимо арендовать дополнительное пространство. Также нельзя забывать о том, что в каждом торговом центре есть свои условия сотрудничества, и руководство может устанавливать минимальные размеры помещений, которые сдаются в аренду, а также запрещать аренду невыделенного торгового объекта, иными словами может быть невозможно установить свою стойку в проходе, и придётся снимать отдельное помещение. 

Стоимость аренды торгового объекта сильно отличается в зависимости от региона работы и в большей степени от города, а также непосредственно от местоположение в нём и расположения в самом торговом объекте, удачные места сдаются, конечно, несколько дороже, чем те, которые расположены в слабо проходимых зонах. Нужно ещё также сказать, что в торговых центрах вообще наиболее высокая стоимость аренды, поэтому даже место размером 5 м2 может обходиться в 20 тысяч рублей в месяц, а иногда и дороже. В целом, нужно узнавать эту информацию по своему городу. Вообще место выбирается с расчётом на основного потребителя, а им становятся в основном дети, поэтому неплохо найти центр, где больше всего гуляют дети со своими родителями. Хотя интерес к такой новинке есть и у молодых людей, и даже в некоторой степени у взрослых.

Далее нужно позаботиться о закупке оборудования. В первую очередь необходим сам шлем виртуальной реальности, хотя его логичней было бы назвать маской, потому что устройство не слишком габаритное и полностью голову пользователя не закрывает. В настоящее время наиболее распространены и признаны пользователями шлемы производства компании Oculus VR. Что интересно, в массовую продажу шлемы виртуальной реальности этой компании ещё не поступили, и раньше 2016 года это вряд ли произойдёт, пока проходят продажи только «версий для разработчиков», которые могут приобрести как раз предприниматели. Имеется три модели Oculus, самая простая и при этом дешёвая и хорошо себя зарекомендовавшая – Oculus Rift, цена которой лежит в пределах 350 долларов. Есть и ещё две более совершенные модели, но они стоят несколько дороже, популярность набирает модель Oculus DK2, стоит она несколько дороже, и у перекупщиков цены на эту не столь распространённую модель могут достигать 50 тысяч рублей. Она считается более современной и более точно воспроизводящей виртуальную реальность. 

Помимо очков может потребоваться купить дополнительные устройства типа манипуляторов, а также приобрести компьютер с мощной видеокартой, потому что многие игры в таком формате не запустить на слабой машине, да и производительность должна быть высокой, и 10 FPS не понравится ни одному пользователю. Для этого покупается компьютер с лицензионной операционной системой, оптимально купить ОС семейства Windows, наиболее целесообразно на настоящий момент приобрести Windows 8.1. Компьютер со всем программным обеспечением обойдётся в среднем в 50 тысяч рублей, хотя нередко эта сумма увеличивается в зависимости от того, какая версия ПО будет установлена и какова будет производительность компьютера. 

В дополнение нужно купить лицензионные версии игр, которые планируется запускать. Причём сегодня далеко не каждая игра поддерживает такое устройство, поэтому список приложений сильно ограничен. Впрочем, пользователь сегодня платит в больше степени не за возможность поиграть в какую-то конкретную игру, а именно за возможность окунуться в другой мир. Далее нужно купить специальную стойку, а в некоторых случаях и дополнительные устройства к ней, к примеру, некоторые предприниматели устанавливают подвесные кресла или иные подобные приспособления, чтобы улучшить восприятие пользователя во время игры. 

В целом полностью оборудованное место для игры со всеми устройствами и специальным программным обеспечением обходится предпринимателю в сумму от 70 тысяч рублей, многие компании, которые специализировано занимаются поставками подобного оборудования, предлагая бизнес «под ключ», продают комплекты с гарантией и технической поддержкой за 100-150 тысяч рублей. Есть и более дорогие предложения, которые включают в себя либо более современные шлемы, либо дополнительные приспособления.

Также нужно сказать, что Oculus сегодня продаётся с расчётом на разработчиков, поэтому если в команде есть грамотные программисты, можно создать свою виртуальную реальность на основе собственных разработок. Преимущество такого подхода ещё и в том, что имеющееся программное обеспечение позволит в дальнейшем заниматься реализацией пакета своих предложений другим предпринимателям, то есть по сути работать с предоставлением франшизы. Тогда предприниматели в других городах будут перечислять некоторые средства за пользование франшизой, и это обеспечит бизнесмена постоянным пассивным доходом. Однако на разработку программного обеспечения придётся выделить немало средств и потратить много времени на тестирование, запуск. 

Сейчас у клиентов будут популярны такие виды развлечений, как простое погружение в виртуальный мир, даже если самому пользователю по сути ничего не придётся делать в нём (не придётся «играть»), если он станет просто наблюдателем. Однако впоследствии, когда потребитель перенасытится простыми развлечениями, которые просто основаны на «wow-эффекте», ему будет хотеться чего-то нового и более интересного. Поэтому сразу нужно смотреть вперёд, рассчитывая на то, что через какое-то время придётся обновлять и развивать свои предложения. Также нельзя забывать о том, что вскоре выйдут шлемы виртуальной реальности, которые продаются уже конечным пользователям, поэтому спрос на услуги подобного рода упадёт. Это не произойдёт резко, потому что не слишком большой процент людей могут себе сразу позволить себе такой шлем, хотя цена на него и относительно низкая. Но после выйдут новые разработки, появятся бюджетные варианты, и потребителю уже будет неинтересно обращаться за подобными услугами. 

В качестве примера можно привести компьютерные клубы, которые ещё в прошлом десятилетии были очень популярны, и их владельцы зарабатывали немалые деньги.

Для работы потребуется нанять максимум двух человек – операторов – и предприниматель сам может заняться обслуживанием клиентов, что позволит ему сократить расходы на персонал. Но учитываются только люди, которые занимаются непосредственно с клиентами на месте установки оборудования, если планируется разрабатывать игры и прочее программное обеспечение, то нужно нанимать целый штат программистов, которым, вполне вероятно, если они не смогут работать на дому, придётся арендовать офис. Это вообще уже более серьёзный подход к такому делу, и требует инвестиций уже в несколько сотен тысяч рублей, а иногда и больше миллиона. Продажа уникального продукта – конечно, очень важное конкурентное преимущество, но срок окупаемости проекта тогда увеличивается до нескольких лет, в то время как простая стойка со шлемом виртуальной реальности по прогнозам окупается за месяц-два. 

Предприниматель также может заниматься и административной работой, заполняя документацию и проводя переговоры, но все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, лучше передать на аутсорсинг. Сюда относится ведение бухгалтерии, консультации по юридическим и налоговым вопросам, а также охрана своей установки, если обеспечение безопасности не предоставляется арендодателем (хотя во всех цивилизованных торговых и развлекательных центрах этот вопрос решается владельцами, и всё находящееся внутри комплекса находится под охраной).

Стоимость игры кажется на первый взгляд невысокой – предприниматели продают билет за 100-200 рублей, однако по времени это занимает 5-10 минут. Здесь чувствуется маркетинговый ход – клиент поначалу удивляется низкой цене, заказывает сеанс, а после, не успев за 5 минут ничего толком понять (он эти первые 5 минут только адаптируется), хочет ещё. И платит деньги. То есть по сути это достаточно дорогое удовольствие. Причём нужно учитывать, что у значительного процента людей при первом «переходе в виртуальную реальность» наблюдаются неприятные ощущения, сходные с синдромами морской болезни, и человек ничего приятного не испытывает. Ему нужно время для того, чтобы привыкнуть, а после ещё и насладиться погружением. Отдавать 100 рублей за то, чтобы получить негативный опыт – вряд ли это кому-то понравится. 

В общем, лучше практиковать индивидуальный подход к клиенту и предлагать более гибкую систему ценообразования, чтобы действительно иметь возможность потребителя не только привлечь, но и удержать. В этом бизнесе вообще «сарафанное радио» очень эффективно, и чем больше будет довольных потребителей, тем быстрее начнёт развиваться бизнес. Конечно, можно в дополнение создать свой собственный сайт (особенно если планируется впоследствии открывать дополнительные аттракционы виртуальной реальности), дать рекламу во все местные средства массовой информации, разместить сведения о себе на тематических порталах в интернете, но более эффективным ходом почти наверняка станет именно реклама в самом торговом центре. Яркая, привлекательная установка, афиши и объявления на входе и на территории развлекательного центра, раздача листовок в непосредственной близости от ТЦ – всё это показывает хорошие результаты, и число клиентов растёт. Как бы там ни было, такая услуга зачастую находит своего потребителя среди случайных прохожих, которые решили опробовать новое предложение. Мало будет людей, которые будут ехать в тот же торговый центр (и вообще куда бы то ни было) специально ради аттракциона виртуальной реальности, срабатывает у людей всё тот же «wow-эффект», благодаря которому и выстраиваются очереди у установки. Поэтому ориентироваться нужно всё-таки на посетителей торгового центра и случайных прохожих, хотя нельзя исключать того, что пока такой аттракцион будет исключительной новинкой, какой-то процент людей будет ехать через весь город ради такого развлечения. 

Перспективы у данного бизнеса также есть, потому что такая технология почти наверняка будет развиваться, а значит, будет возможность предлагать клиентам что-то новое; причём само программное обеспечение, то есть игры, играют немаловажную роль, от качества картинки и общей увлекательности процесса зависит впечатление, и здесь клиент вполне может предпочесть конкурентный аттракцион, где просто предлагают более интересную игру. Развиваться можно ещё и экстенсивно – то есть расширять свою сеть, устанавливая всё дополнительные аттракционы. А впоследствии, как уже было отмечено, можно начать предлагать франшизу.